12 октября 1825 года в Императорском Казанском университете разразился скандал. В центре истории оказался председатель Строительного комитета, профессор чистой математики, знаменитый геометр Николай Иванович Лобачевский.
Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)
Дело обстояло так. В начале октября 1825 года в главном корпусе Казанского университета заканчивали отделочные работы. Два здания — гимназии и бывший губернаторский дом — объединили. В центре нового единого корпуса возвели роскошную парадную лестницу. Она вела из фойе на второй этаж к церкви и актовому залу. Чугунную балюстраду украсили коваными бронзовыми листьями.
Главный корпус Казанского Императорского университета (сегодня — улица Кремлевская, 18)
И вот подрядчик Головастиков, который занимался установкой лестницы, в одно утро увидел семерых рабочих. Они развлекались тем, что отламывали металлические листья. Об этом узнал Николай Лобачевский и донёс директору университета Трифону Любомирову.
Расследование поручили Николаю Лобачевскому. И в этом деле проявился его суровый нрав. Дело в том, что будущий ректор университета, создатель неевклидовой геометрии, вовсе не был спокойным или мягким человеком. Он был строг, эмоционален, а главное — очень переживал за университет. Лобачевский постоянно присутствовал на работах, взбирался на строительные леса, спорил с поставщиками материалов.
Ещё в феврале 1825 года на заседании Строительного Комитета Лобачевский ударил подрядчика Груздева, которы «невежеством своим и грубостями» вывел математика из себя. Попечитель Казанского учебного округа Михаил Магницкий ещё раньше обвинял Лобачевского в «нарушении должного почитания», «грубости», «буйстах» и «неуместной гордости». И вот такой человек узнает, что рабочие «шалят» в только что построенном здании.
Председатель строительного комитета Лобачевский приказывает арестовать одного из рабочих. Тот проводит сутки взаперти и называет имена двух товарищей, которые якобы и обрывали листья на лестнице. Лобачевский арестовывает рабочих Александра и Михайло. По его приказу их привязывают к стульям и допрашивают. Вину свою они не признают. А когда допрос прерывается, оба засыпают, что ещё больше злит Лобачевского. В итоге он приказывает наказать их палками. Каждый получает по 70-100 ударов. А потом их отпускают.
Ситуация сама по себе скандальная. Университетский чиновник распорядился применить «допрос с пристрастием», которые запрещены уже как 24 года в империи. Но на самом деле, всё ещё сложнее. В 1825 году рабочие, конечно, не свободные люди. Это были крепостные, у каждого был владелец-дворянин, которые получал доход, сдавая крепостных «в аренду», Выходит, Лобачевский покушался на чужую собственность.
О случившемся доложили в Санкт-Петербург. Михаил Магницкий, попечитель округа, который не раз обвинял Лобачевского в грубости, в этот раз учёного простил. А владельцы крепостных рабочих жалобу в университет так и не подали. Возможно, вина рабочих была слишком очевидна или сыграл роль авторитет университета в городе. В любом случае, последствий для Николая Лобачевского не было. Он и дальше был Председателем строительного комитета. Под его руководством в 1830-е годы возвели Ансамбль Казанского университета, который сохранился до наших дней.
Подробности этой истории можно узнать из статьи Николая Загоскина «Из прошлого Казанского университета», которая была опубликована в 1900 году в девятом номере журнала «Исторический вестник».